Образовательные стандарты и требования

 

а) федеральные государственные образовательные стандарты

 

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

— требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

— требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

— требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В 2024/2025 учебном году реализуются следующие ФГОС:

— в 1 — 3 классах ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, и ФОП НОО, утвержденная приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;

— в 4 классах ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, и ФОП НОО, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;  ФГОС НОО;

— в  5 — 7 классах ФГОС ООО, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, и ФОП ООО, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;

— в 8 — 9-х классах ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,  и ФОП ООО, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;  ФГОС ООО;

— в 10 — 11-х классах ФГОС СОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413,  и ФОП СОО, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371.  ФГОС СОО;

          — ФГОС НОО с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022);

            — ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599)

 

ФГОС начального общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (перейти)

ФГОС основного общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (перейти)

ФГОС среднего общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012г. № 413  (перейти)

В настоящее время, в том числе и в 2024 году  внесении изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО, СОО. Ознакомиться с приказами можно на сайте «Единое содержание общего образования» , раздел «Нормативные документы» 

Главная страница ФГОС (ссылка на страницу)

б) федеральные государственные  требования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Так, например, раздел II ФГОС НОО , утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (с изменениями и дополнениями от 18 июля, 8 ноября 2022 г., 22 января 2024 г.) содержит Требования к структуре программы начального общего образования, а именно: п. 24. Структура программы начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. Так же требования к структуре ООП прописаны в п.25 раздела II ФГОС ООО, п. 13 раздела III ФГОС СОО.

в) об образовательных стандартах (при наличии) нет
 ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП)

В нормативном поле, важном для современного учителя, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы:

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС.

Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):

для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Труд (технология)»;
Для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд (технология)».
В системе общего образования термин «примерная рабочая программа» больше не действует (осталось только для организаций СПО), вместо него — «федеральные рабочие программы».
По предметам, указанным выше, при реализации обязательной части образовательных программ используются федеральные рабочие программы в утверждённом виде. По другим предметам — федеральные рабочие программы с возможностью внесения изменений.
В ФООП включены только программы предметов, обязательные к реализации. Ранее в аналогичную примерную основную образовательную программу были включены программы всех предметов.
Ниже мы рассмотрим составляющие федеральной основной общеобразовательной программы.

Федеральный учебный план
Федеральный учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Он фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию, а также распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.

Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в том числе углублённое, а также учитывает этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

С 1 сентября 2023 года школы перешли на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ) это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. С 1 сентября 2024 года внесены изменения приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования».

Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. №03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ).pdf

ФООП НОО, ООО, СОО 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) обновленные

Полезная информация:

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Закон «Об образовании»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2010 № 21-06 «Об утверждении федеральных требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении рекомендаций»
Последовательность действий по введению ФГОС
Учителю о ФГОС
Ключевые изменения ФГОС
Ключевые особенности ФГОС
Ключевые термины ФГОС

ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЛИЦЕЯ ПО ФГОС
Положение о внеурочной деятельности 5-9 классов
Положение о рабочих программах внеурочной деятельности
Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся
Общие вопросы про ФГОС
НОВОСТИ