Функциональная грамотность

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

 

 

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (для учителей и обучающихся)АП

ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений» открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы)

Банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотностиучащихся».

ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» направляет для использования в работе комплекты учебно-методических кейсов для региональных методистов и учителей-предметников по актуальным вопросам формирования функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской).

Представленный комплект разработанных учебно-методических кейсов направлен на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока.

Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату.

Кейсы по функциональной грамотности

 

Нормативные документы 

Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных №04-238 от 22.03.2021 «Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования №03-1526 от 17.09.2021 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Минпросвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Минпросвещения России №ТВ-94/04 от 26.01.2021 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»

Письмо МОНиМП КК от 11.10.2021 №47-01-13-22936/21 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»

 

Кафедра естественнонаучного, географического и экологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края

 

Что бы прочитать новости, рассказывающие о «Функциональной грамотности», нужно перейти по ссылке.