Историко-краеведческий музей «Памяти, гордости и славы»

Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию Кубанского края, каждый может стать хранителем культурного наследия. В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения во всех сферах жизни, происходит переоценка всех ценностных установок. Сегодняшние учебные заведения должны быть очень динамичной системой, быстро реагирующей на все изменения, происходящие за её порогом. Один из важнейших вопросов, который стоит перед нашим образовательным учреждением сегодня – это возрождение духовных традиций России, донести до обучающихся такие основополагающие понятия как: Родина, Отечество, Отчизна, родной край, патриот, герой, ветеран войны и труда. Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию патриотизма, выработке жизненной позиции. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтоб обучающиеся понимали и ценили свой родной край, они должны сопереживать тем событиям, которые происходят на родной земле. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых должны воспитывать своих обучающихся. Сегодня учебные заведения – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и прославить, как их отцы и деды.
Нашей школе в этом смысле очень повезло, так как в нашем учебном заведении работает музей « Памяти, гордости и славы».

Цель проекта:

  • формирование гражданских чувств у подростков;
  • поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
  • развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
  • активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре;
  • формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Задачи проекта:

  • Формирование у молодого поколения патриотических чувств, гражданственности, приобщение обучающихся к изучению знаменательных событий своего края;
  • Создание условий для саморазвития подростков и повышения их социальной активности;
  • Работа с подростками группы риска, привлечение их к работе музея;
  • Организация досуговой деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

В основе проекта лежит установка на изменение отношения к жизни в социуме, на формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способностей.

Содержание и технологии реализации программы (проекта)
При реализации проекта, 30 августа 2010 года в муниципальном образовательном учреждении Лицей №4 г.Ейска был создан историко –краеведческий музей «Памяти, гордости и славы». Членами музея стали 25 человек из разных классов (6-11). Руководителем музея была назначена преподаватель истории и обществознания Ушакова Ольга Петровна. В ходе работы музея был сформирован актив музея – это творческая группа, которая позволяет музею, расти и продвигаться к вершинам. В 2012 году получили свидетельство о присвоении статуса «Музей образовательного учреждения» историко-краеведческому музею «Памяти, гордости и славы» муниципальном образовательном учреждении Лицей №4 г.Ейска.

Музей – это творческое сотрудничество учителей и обучающихся, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций училищной жизни. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Основными направлениями работы музея являются:
1. Поисково-собирательское.
Важным этапом в процессе комплектования музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Собираем материал о земляках — ветеранах Великой Отечественной Войны, по результатам которого был создана экспозиционная выставка,
Собрано огромное количество творческих работ обучающихся по истории родного края: О Свято-Никольском храме, родная школа (о директорах, учителях, выпускниках), история станиц Ейского района, история 570-го авиаремонтного завода, история военного госпиталя (в/ч 12113), история Ейска в названиях улиц, прошлое и настоящее морского порта, Азовское море и его проблемы, экологические проблемы края, история Ейского элеватора, история Ейского военного училища им. В.Комарова, мой город в годы В.О.войны; созданы электронные презентации.

2. Экспозиционное (оформительское).
В музее постоянно действуют следующие экспозиции: Далёкое прошлое, На рубеже веков, Человек славен трудом, Сороковые роковые, Наши земляки – герои В.О.В., история земли Кубанской. В рамках данного направления учащиеся оформляют стенды, организуют выставки, участвуют в конкурсах и викторинах, научно-практических конференциях. Систематизирован материал об участниках Великой Отечественной войны, проживавших в Ейском районе, тружеников тыла. Ведётся сбор материала о выпускниках школы№4 разных лет. Своим достижением учащиеся считают создание материала об истории школы «По страницам школьной летописи».

3. Экскурсионное.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка. В рамках данного направления учащиеся проводят экскурсии для учащихся школы, гостей, для детей детского сада.

4. Культурно-массовые мероприятия, дела.
Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение уроков по экспозициям, встречи с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. В рамках данного направления учащиеся проводят культурно–массовые мероприятия (конференции, вечера памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами- афганцами, исторические вечера, музейные уроки), Стало традицией работа клуба интересных встреч, когда приглашаются ветераны Великой Отечественной войны или Афганской войны, где обучающиеся могут задавать им вопросы, которые их интересуют, это проходит в очень тёплой и трепетной обстановке. участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
— Ежегодно ко всем торжественным дням, связанным с героическим прошлым страны, организуем и проводим конкурсы газет, плакатов, фотовыставки.
— К 23 февраля организуем выставку фотографий выпускников училища, кто в данный момент служит в рядах Российской армии.
— Возлагаем цветы к памятнику С.Романа в день годовщины освобождения Ейска, празднования Дня победы.
— Посещаем на дому ветеранов, берём интервью об их боевых подвигах;
— Проводится уборка территории, посадка цветов возле памятника, проводятся вечера памяти, литературно-музыкальные композиции, конференции, проводят внеклассные мероприятия «Победа деда – моя Победа!» и др.;

На базе музея в сентябре 2011 года был создан патриотический клуб «Поиск», цель которого, формирование у подрастающего поколения гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, нравственных и эстетических чувств.

Методическая функция музея тесно связана с поисковой и объединяет педагогический коллектив и обучающихся в единое дело. Музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея, интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному городу и краю, участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах литературно-творческого краеведения, которые расширяют кругозор обучающихся, развивает у них познавательный интерес. В музее представлены методические разработки по следующим темам: музейный урок — День народного единства, урок, посвященный 70-летию Параду Победы на Красной площади в Москве, музейный урок, посвященный 70-летию Московской битвы, методическая разработка урока мужества «Блокада Ленинграда», методическая разработка классного часа «Сталинградская битва» сценарий «Юным защитникам Отечества посвящается…», внеклассное мероприятие: «Песни военных лет», литературная композиция «Война вошла в мальчишество моё», методическая разработка интегрированного урока «Письмо с фронта».

В мае в музее проводится конференция « Сохраним наше гордое прошлое», где активисты музея показывают и рассказывают о своих достижениях за год.