Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (для учителей и обучающихся)АП
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» направляет для использования в работе комплекты учебно-методических кейсов для региональных методистов и учителей-предметников по актуальным вопросам формирования функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской).
Представленный комплект разработанных учебно-методических кейсов направлен на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока.
Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату.
Кейсы по функциональной грамотности
Нормативные документы
Кафедра естественнонаучного, географического и экологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края
- «Сборник материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»
- «Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности. Сборник материалов победителей и призеров конкурса «Технологии формирования естественнонаучной и математической грамотности школьников»
Что бы прочитать новости, рассказывающие о «Функциональной грамотности», нужно перейти по ссылке.