Наставничество – это, как искусство —
Свет, мудрость, знания нести.
Взывая к высшим, лучшим чувствам,
В страну познания торжественно вести.
Мои мысли, чувства, дела, переживания и радости вот уже 36 лет непрерывно связаны с начальным школьным образованием, и, чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в правильности выбранного когда-то мною профессионального пути.
Учитель — это не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Меняются не только программы обучения, но и сам способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всём разобраться. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Как показывает анализ школьной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. В лицее №4 им. профессора Е.А.Котенко г. Ейска решить эту стратегическую задачу помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Учителя недаром собственный пример
бывает меж учениками куда действенней, чем слово:
кто неустанно совершенствует себя –
и есть единственный наставник для другого.
Известный философ Альберт Швейцер говорил: «В первую половину жизни человек вбирает в себя всё: знания, умения, навыки и опыт, а во вторую половину жизни он должен отдавать накопленное». Так было и в моей профессиональной деятельности. Моя работа наставника для Светланы Владимировны Степановой была направлена в первую очередь на развитие её индивидуальной творческой деятельности. Для поддержки молодого педагога мы проводили мастер-классы, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в форуме педагогических идей молодых учителей. В процессе такого общения учитель-стажёр отмечает для себя всё интересное, что он хотел бы применить в своей работе, но у него возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу. Я, как педагог-наставник, всегда делюсь практическими знаниями и опытом, а далее только направляю и мотивирую молодёжь, которой очень необходимы своевременные советы и консультации наставника.
Особую роль в становлении молодого специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы и города. Открытые уроки учителей-стажёров – кладезь педагогического мастерства. Как приятно стажёру и его наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного!
Довелось мне также в разные годы выступить в качестве наставника при подготовке молодых специалистов к конкурсам педагогического мастерства «Учитель года». Я горжусь достижениями своих наставляемых коллег: Белякова А.В. — победитель, Табулова А.О.- призёр, Масько А.А.- призёр, Саванчук М.Н.- призёр. И как же приятно слышать слова благодарности от своих воспитанников!
За каждым как наставник наблюдаю
И мастерски по времени веду.
Сломались, оступились – направляю.
Энергии погаснуть не даю.
Подсказки посылаю постоянно,
Услышать их внимательным дано.
В заботе пребываю непрестанной,
Работаю я с ними заодно.
Стажёр уж разбирается в программе,
На «5» урок ведёт он до конца.
Служа народу ярче светим сами,
Наполнив благодарностью сердца.
Я убеждена, что в наставничестве выигрывают все стороны: кто-то получает навыки и опыт, а кто-то профессионально подготовленные кадры. А должность это или миссия решает каждый для себя самостоятельно, ведь случайных людей в нашей профессии не бывает.
С уважением, Марина Евгеньевна Васько, учитель высшей категории МБОУ лицей №4 им.профессора Е.А.Котенко г.Ейска.